Эссе «Мое призвание – учитель»

zozhsport > Эссе «Мое призвание – учитель»

Эссе «Мое призвание – учитель»

 

 Раннее утро. Начало нового дня. Люди спешат, торопятся на работу и вместе с ними в толпе — я. Вот и знакомое, ставшее за десятки лет родным, четырехэтажное здание.  Переступаю порог и, входя как через волшебный портал, попадаю в другой, прекрасный и светлый мир. Это – мой мир. Мир, которым я живу.

За стенами течет размеренная жизнь, а здесь каждый день и час творится чудо. Ребенок, пришедший сюда, как чистый лист бумаги, а мастера своего дела трепетно, бережно и с волнением заполняют его пестрой палитрой знаний, превращая каждый такой листок в неповторимый шедевр.

С чего начинается школа? – С учителя. С чего начинается учитель? – С детства: родителей и наставников, друзей и увлечений, значимых встреч и событий. «В детстве и юности, — пишет Константин Паустовский в своей замечательной книге размышлений «Золотая роза», — мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве горячее солнце, гуще трава, обильнее дожди, темнее небо и смертельно интересен каждый человек…». Внутренний мир детей особый: он является великолепным плацдармом для развития тех или иных способностей и талантов, которые в них уже заложены природой. Им просто нужно помочь раскрыться, проявится в своей неординарности.

Придя вместе с подругой записываться в секцию пулевой стрельбы в шестом классе, могла ли я предполагать, что занятия спортом станут для меня толчком в выборе профессионального пути, войдут в мою жизнь надолго, основательно и бесповоротно?

Сегодня с уверенностью могу сказать, что благодарна судьбе, которая свела меня тогда, в далеком детстве, с замечательными наставниками, тренерами Алексеем Кирилловичем Шестаком и Николаем Михайловичем Виноградовым. А упорные тренировки под их руководством принесли свои плоды не только на спортивном стрельбище (в 9-ом классе я стала Мастером спорта СССР), но и в личностном развитии. Целеустремленность, ответственность,  настойчивость, трудолюбие, стремление к максимальному результату – это слагаемые успешной спортивной карьеры и отличной учебы в Киевском институте физической культуры.

Но одно дело иметь хороший багаж знаний по преподаваемому предмету, быть теоретически и методически подкованным специалистом в области педагогики, психологии и возрастной физиологии, другое — передать эти знания детям, стать для них учителем, наставником, самым интересным человеком.  «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», —  утверждал  Ключевский В.О. Для меня это — аксиома. Уверена, не может человек быть настоящим педагогом, если не обладает способностью чувствовать ребенка, входить в его мир, видеть в каждом зреющую личность, любить и уважать ее во всех проявлениях.

Обучать, не воспитывая, детей невозможно. В.А. Сухомлинский как-то заметил: «Обучая детей, я рву свое сердце». Стыдно в этом признаться, но молодой и неопытной девчонкой, только что окончившей институт и пришедшей на работу в школу № 119 города Кривого Рога, я испытывала неуверенность в себе. На самые первые свои уроки я боялась идти, боялась непосредственности своих маленьких учеников, их пытливых и открытых глаз, боялась подпускать в общении их близко к себе. К этому я была не готова.

Однако мне повезло: рядом оказался замечательный человек, талантливый и опытный педагог с огромным багажом знаний и практики – учитель физкультуры Николай Георгиевич Коренской. От его требовательного, строгого по-отечески взгляда не ускользало ничего! Я впитывала в себя, как губка, все замечания и поучения, советы и наставления. И вот однажды услышала в свой адрес его одобряющее восклицание: «Молодец!». Значит все не зря, значит, я могу, значит, у меня получается. И тогда я поняла, все то, что ты делаешь, о чем говоришь должно быть обязательно искренним, идти из глубин души, от самого сердца. Никакой фальши и неуверенности! На это учитель просто не имеет права, ведь он для своих учеников пример для подражания, надежный друг и строгий наставник. И вот уже многие годы чуткость, отзывчивость, гражданственность и этика, основанные на принципах правды и справедливости, определяют целенаправленность моего педагогического труда в повседневном общении с детьми и подростками. Теперь, по прошествии более двух десятков лет, я могу утверждать, что мой первый педагогический страх превратился в удовольствие и удовлетворение своей профессией. Я состоялась как учитель.

«Учитель — высокий образец человеческого совершенства», — отметил выдающийся русский мыслитель Н.А. Добролюбов. Быть совершенным и не шагать в ногу со временем невозможно. Умение владеть педагогическим мастерством, техникой воспитания и обучения школьников определяется системой знаний педагога и индивидуальной педагогической деятельностью учителя, творческим их применением. Чтобы быть на одной волне с детьми, поддерживать их интерес и мотивацию к своему предмету, соответствовать современным запросам общества учителю самому необходимо непрерывно учиться. Будучи человеком любознательным и творческим я постоянно нахожусь в поиске нового: методик и технологий преподавания, принимаю участие в профессиональных конкурсах, применяю полученный опыт в своей работе. Но, чем больше я узнаю, тем больше убеждаюсь, как многого еще не знаю и не умею. И многому предстоит еще научиться и многое освоить.

Считаю, что профессия «учитель» – творческая, хотя и не лишенная прагматизма. Каждый урок для меня – хорошо продуманная премьера, где я — режиссер, и актриса, и дирижер одновременно. Правильно, логично построенная речь, хорошая постановка голоса, мимика лица и дикция – решающее условие культуры педагога, залог его успеха во взаимодействии с детьми, когда им достаточно многозначительного строгого или одобряющего взгляда, жеста, улыбки, и они понимают меня без слов. В это время чувствую полное  взаимопонимание, и, поверьте, это приятное ощущение!

Как-то старшая дочь, перед которой встал вопрос выбора профессии по окончании школы, спросила меня: «Почему ты выбрала профессию учителя физкультуры? Ведь это не престижная и мало оплачиваемая  сфера деятельности человека». Честно говоря, вопрос застал меня врасплох. Я никогда не задумывалась над этим. Поразмыслив, все же ответила: «Значит, учить детей мое призвание. Мне нравится быть учителем, я получаю удовлетворение от этой профессии. Мне нравится приходить рано утром в школу, встречать одобрительные взгляды детей и коллег, нравится быть нужной людям. И это главное! Поскольку счастлив тот человек, который сумеет применить свои способности и талант в любимой работе».

Школа – Храм науки, учитель – Бог и проповедник знаний и добра. Это уникальная профессия человеческой деятельности, так как из всех объектов познания самым сложным является человек. Как когда-то в своем далеком детстве моему становлению как личности мне помогли учителя и наставники, так и сейчас я стараюсь стать сопричастной развитию способностей и талантов своих учениковИ если я своим трудом смогу привлечь большее количество ребят просто к занятиям в спортивных секциях, то это уже можно назвать  достижением, а высшим результатом – когда мои ученики, обучаясь на спортивно-педагогических факультетах ВУЗов, приходят ко мне для прохождения учебной практики, и я могу передать им уже свой профессиональный опыт. Значит, своей деятельностью я не только заинтересовала, но  и помогла ребенку сделать выбор профессии, предопределила его будущее, сделала это его смыслом жизни, поделилась прекрасным и светлым миром. Миром которым живу.

12.04.2023

Комментариев нет
Комментарии отключены.