Педагогическая концепция

zozhsport > Педагогическая концепция

Педагогическая концепция

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, модернизацией  здравоохранения и образования (национальные проекты), которые предусматривают создание принципиально новых условий, направленных на улучшение здоровья всего населения, начиная с детского возраста, и, исходя из сущности основного общего образования, я определила цель своей педагогической деятельности в области здорового образа жизни и физической культуры — содействие всестороннему гармоничному развитию обучающихся, направленному на формирование адаптированной к жизни в социуме личности, готовой к здоровьеориентированной деятельности, а также претворение в жизнь тех научных предпосылок и создание условий, которые будут, прежде всего, способствовать укреплению, формированию и развитию здоровья детей и подростков средствами физического воспитания.

 Основное средство достижения этой цели – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Для того чтобы поставленную цель сделать реально достижимой, я в своей профессиональной деятельности решаю комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые системно организованны на едином методическом фундаменте —  педагогики сотрудничества и многогранности процесса физического воспитания (этапах возрастного развития воспитываемых, уровня их функциональной подготовленности, условиях достижения намеченных результатов и т.д.).

 Специфические задачи педагогической деятельности в области здорового образа жизни и физической культуры реализуются посредством комплекса мероприятий, позволяющих:

  1. Сформировать представление о социокультурных аспектах физической культуры и спорта, их связи с культурой и историей всего человечества и своей страны в частности;
  2. Дать базовые знания научно-практического характера о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему, о правилах здорового образа жизни, воспитать готовность соблюдать эти правила;
  3. Сформировать представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выборе соответствующих возрасту физических нагрузок и их видах;
  4. Дать представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
  5. Сформировать потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
  6. Сформировать умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физической культуры (зарядка, разминка, физкультпауза) и регулярные занятия спортом;
  7. Сформировать представление о самоконтроле и управлении собственным состоянием;
  8. Дать навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом собственных индивидуальных особенностей;
  9. Сформировать владение элементами аутотренинга для снятия эмоционального и физического напряжения;
  10. Формировать различные спортивные и жизненно важные (прикладные) двигательные умения и навыки;
  11. Содействовать развитию физических качеств и физиологических функций организма;
  12. Познакомить обучающихся с разнообразными формами проведения досуга, включать их в социально значимую деятельность (в т.ч. спортивную), которая позволит им реализовать потребность в признании окружающими, проявить свои лучшие качества и способности;
  13. Обеспечить взаимодействие учебного процесса с внеучебным.

Решение данных задач, направленных на социализацию и адаптацию школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здорового и безопасного образа жизни, позволяет полноценно выполняя учебную образовательную программу, системно формировать у учащихся интерес как к своему предмету, так и к занятиям физической культурой и спортом в целом. Для этого максимально использую индивидуальные особенности учащихся с целью повышения результативности их обучения посредством компетентностного, личностно-ориентированного подходов к организации здоровьеориентированной деятельности, а также, лежащего в основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) — системно-деятельностного подхода.

Выбор данных подходов обусловлен тем, что компетентностный подход, по определению, является системным и междисциплинарным. Он характеризуется и личностным и деятельностным аспектами, т.е. имеет практическую, прагматическую и гуманистическую направленность.

В связи с системно-деятельностным подходом, являющимся методологической основой ФГОС, содержанием образования является педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Такое содержание предполагает использование в учебном процессе продуктивных методов обучения (метод учебных задач, исследовательский, проектный, эвристический), что, в свою очередь и делает учебный процесс личностно-ориентированным.

Личностно-ориентированный подход позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, «самостроительства» и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Это не просто учет особенностей субъекта учения, это организация условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его собственного опыта. Поэтому адекватной характеристикой личностно-ориентированного обучения является продуктивность, т.е. создание учеником конкретного образовательного продукта, например, физического упражнения, и деятельность, которая приводит к образовательным изменениям и личностным приращениям ученика по отношению к самому себе и к изучаемым дисциплинам.

Принимая во внимание цель концепции формирования культуры здорового образа жизни и необходимость решения вышеназванных задач в области здорового образа жизни и физической культуры, основными принципами и идеями при формировании данной концепции были следующие:

  1. Принцип демократизации и гуманизации — выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры и здорового образа жизни, максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения детей с разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству; учете индивидуальных способностей каждого ребенка и педагога. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
  2. Принцип самоорганизации — формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и устойчивой мотивации к соответствующему образу жизни.
  3. Принцип природосообразности — обязывает последовательно изменять доминирующую направленность здоровьесберегающей деятельности в различных ее стадиях сообразно тенденциям возрастного развития учащихся, т.е. применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза, особенно периодам возрастного физического и психического развития.
  4. Принцип индивидуализации — предполагает ситуационную адекватность и гибкость, проявляется в опоре на индивидуальный опыт человека, на его состояние, самочувствие, актуальные интересы в момент организации образовательной деятельности, в том числе, чтобы обеспечить информационную безопасность субъекта («No nocere!»).
  5. Принцип целостности — достижение межпредметных связей, нацеливающих на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры и здорового образа жизни, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  6. Принцип практической целесообразности — предусматривает, что все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые умения и навыки поведения должны быть полезны в повседневной жизни. Излишнее наукообразие, необоснованно большой объем сведений, не только бесполезны, но и в какой-то мере дискредитируют воспитательный процесс, снижают интерес к нему со стороны ребенка.
  7. Принцип научной обоснованности — изучение отечественного и зарубежного опыта по определению содержания, организации и методики деятельности по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; знакомство с научными исследованиями в области методологии, теории, методики и практики здоровьесберегающей деятельности в школьной среде с учетом специфики ее развития как совокупности разнообразных видов деятельности, теории и практики с учетом педагогической обусловленности всех видов, сторон и сфер данной работы.
  8. Принцип системности — в качестве отправной установки, регламентирующей построение системы занятий учебно-воспитательного характера по физическому воспитанию, предусматривающего различные формы работы с детьми и подростками как в пределах школы, так и вне её.

Реализация системной работы проводится по следующим основным направлениям:

  • рациональная организация учебной и внеурочной деятельности;
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
  • рациональная организация двигательной активности, основы гигиены труда и отдыха;
  • основы оценки собственного физического и психического состояния;
  • профилактика разного рода зависимостей;
  • просветительская работа с родителями (законными представителями).

12.04.2023

Комментариев нет
Комментарии отключены.